ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об антикоррупционной экспертизе нормативных
правовых актов
и проектов нормативных правовых
актов
Принят Государственной Думой 3 июля 2009 года
Одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года
(в ред.
Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
N 329-ФЗ -
Собрание
законодательства Российской
Федерации, 2011, N 48,
ст.
6730;
Федерального закона от 21 октября 2013 г. N 279-ФЗ - Собрание
законодательства Российской
Федерации, 2013, N 43, ст.
5449;
Федерального
закона от 4
июня 2018 г.
N 145-ФЗ -
Собрание
законодательства Российской
Федерации, 2018, N 24, ст.
3412;
Федерального закона
от 11 октября
2018 г. N 362-ФЗ - Собрание
законодательства
Российской Федерации, 2018, N 42, ст. 6376)
Статья 1
1. Настоящий Федеральный
закон устанавливает правовые
и
организационные основы
антикоррупционной экспертизы нормативных
правовых актов
и проектов нормативных
правовых актов в целях
выявления в
них коррупциогенных факторов
и их последующего
устранения.
2. Коррупциогенными факторами
являются положения нормативных
правовых актов
(проектов нормативных правовых
актов),
устанавливающие
для правоприменителя необоснованно широкие
пределы
усмотрения или
возможность необоснованного применения исключений из
общих правил,
а также положения,
содержащие неопределенные,
трудновыполнимые и
(или) обременительные требования к гражданам и
организациям и
тем самым создающие
условия для проявления
коррупции.
Статья 2
Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы
нормативных
правовых актов (проектов
нормативных правовых актов)
являются:
1) обязательность проведения
антикоррупционной экспертизы
проектов
нормативных правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта
(проекта нормативного
правового
акта) во
взаимосвязи с другими нормативными правовыми
актами (в
ред. Федерального закона от 4 июня 2018
г. N
145-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2018,
N 24, ст.
3412);
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов
антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов (проектов
нормативных
правовых актов);
4) компетентность лиц, проводящих
антикоррупционную экспертизу
нормативных
правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
5) сотрудничество федеральных
органов исполнительной власти,
иных
государственных органов и организаций, органов государственной
власти субъектов
Российской Федерации, органов
местного
самоуправления, а
также их должностных
лиц (далее -
органы,
организации, их должностные лица)
с институтами гражданского
общества при
проведении антикоррупционной экспертизы
нормативных
правовых актов
(проектов нормативных правовых актов).
Статья 3
1. Антикоррупционная экспертиза
нормативных правовых актов
(проектов
нормативных правовых актов) проводится:
1) прокуратурой Российской
Федерации - в
соответствии с
настоящим
Федеральным законом и Федеральным законом "О прокуратуре
Российской Федерации", в
установленном Генеральной
прокуратурой
Российской
Федерации порядке и
согласно методике, определенной
Правительством
Российской Федерации;
2) федеральным органом
исполнительной власти в области
юстиции -
в соответствии с
настоящим Федеральным
законом, в
порядке и
согласно методике, определенным Правительством
Российской
Федерации;
3) органами, организациями, их
должностными лицами - в
соответствии с
настоящим Федеральным законом,
в порядке,
установленном нормативными правовыми
актами соответствующих
федеральных органов
исполнительной власти, иных государственных
органов и
организаций, органов государственной власти
субъектов
Российской
Федерации, органов местного
самоуправления, и согласно
методике,
определенной Правительством Российской Федерации.
2. Прокуроры в
ходе осуществления своих
полномочий проводят
антикоррупционную
экспертизу нормативных правовых актов
органов,
организаций, их
должностных лиц по вопросам, касающимся:
1) прав, свобод и обязанностей человека и
гражданина;
2) государственной и
муниципальной собственности,
государственной
и муниципальной службы,
бюджетного, налогового,
таможенного, лесного,
водного, земельного, градостроительного,
природоохранного законодательства, законодательства о
лицензировании, а
также законодательства, регулирующего
деятельность
государственных корпораций, фондов и иных организаций,
создаваемых
Российской Федерацией на основании федерального закона;
3) социальных гарантий
лицам, замещающим (замещавшим)
государственные или
муниципальные должности, должности
государственной
или муниципальной службы.
3. Федеральный орган
исполнительной власти в области юстиции
проводит
антикоррупционную экспертизу:
1) проектов федеральных
законов, проектов указов
Президента
Российской Федерации
и проектов постановлений Правительства
Российской Федерации,
разрабатываемых
федеральными органами
исполнительной власти,
иными государственными органами
и
организациями,
- при проведении их правовой экспертизы;
2) проектов поправок
Правительства Российской Федерации
к
проектам
федеральных законов, подготовленным
федеральными органами
исполнительной
власти, иными государственными органами
и
организациями, -
при проведении их
правовой экспертизы (в ред.
Федерального
закона от 21 ноября 2011
г. N 329-ФЗ
- Собрание
законодательства Российской
Федерации, 2011, N 48, ст.
6730;
Федерального
закона от 21 октября 2013 г.
N 279-ФЗ -
Собрание
законодательства
Российской Федерации, 2013, N 43, ст. 5449);
3) нормативных правовых
актов федеральных органов
исполнительной
власти, иных государственных органов и
организаций,
затрагивающих
права, свободы и обязанности человека
и гражданина,
устанавливающих правовой
статус организаций или
имеющих
межведомственный характер,
а также уставов
муниципальных
образований и муниципальных
правовых актов о внесении изменений в
уставы муниципальных
образований - при
их государственной
регистрации;
4) нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации -
при мониторинге
их применения и при внесении сведений в федеральный
регистр нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 21
ноября 2011 г.
N 329-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2011,
N 48, ст.
6730).
4. Органы, организации,
их должностные
лица проводят
антикоррупционную экспертизу
принятых ими нормативных
правовых
актов
(проектов нормативных правовых
актов) при проведении
их
правовой
экспертизы и мониторинге их применения.
5. Органы,
организации, их должностные
лица в случае
обнаружения в
нормативных правовых актах
(проектах нормативных
правовых актов)
коррупциогенных факторов, принятие
мер по
устранению которых
не относится к их компетенции,
информируют об
этом органы
прокуратуры.
6.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов,
принятых реорганизованными и
(или) упраздненными органами,
организациями,
проводится органами, организациями, которым переданы
полномочия
реорганизованных и (или)
упраздненных органов,
организаций,
при мониторинге применения данных нормативных правовых
актов (часть 6 введена Федеральным законом от 21
ноября 2011 г. N
329-ФЗ -
Собрание законодательства Российской
Федерации, 2011, N
48, ст. 6730).
7.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов,
принятых реорганизованными и
(или) упраздненными органами,
организациями,
полномочия которых при
реорганизации и (или)
упразднении не
переданы, проводится органом, к компетенции которого
относится осуществление
функции по выработке
государственной
политики и
нормативно-правовому
регулированию в соответствующей
сфере
деятельности, при мониторинге применения
данных нормативных
правовых актов
(часть 7 введена Федеральным законом
от 21 ноября
2011 г. N 329-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации,
2011, N 48, ст.
6730).
8. При выявлении в нормативных правовых
актах реорганизованных
и (или) упраздненных органов, организаций
коррупциогенных факторов
органы, организации,
которым переданы полномочия реорганизованных и
(или) упраздненных органов, организаций, либо
орган, к компетенции
которого относится
осуществление функции по
выработке
государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в
соответствующей сфере деятельности, принимают решение о
разработке
проекта
нормативного правового акта, направленного на исключение из
нормативного
правового акта реорганизованных и
(или) упраздненных
органа, организации
коррупциогенных факторов (часть
8 введена
Федеральным
законом от 21 ноября 2011
г. N 329-ФЗ
- Собрание
законодательства
Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6730).
Статья 4
1. Выявленные в
нормативных правовых актах
(проектах
нормативных
правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:
1) в требовании прокурора об изменении
нормативного правового
акта или
в обращении прокурора в суд в
порядке, предусмотренном
процессуальным
законодательством Российской Федерации;
2) в заключении, составляемом при
проведении антикоррупционной
экспертизы в
случаях, предусмотренных частями
3 и 4
статьи 3
настоящего
Федерального закона (далее - заключение).
2. В требовании прокурора об изменении
нормативного правового
акта и
в заключении должны быть указаны
выявленные в нормативном
правовом акте
(проекте нормативного правового акта) коррупциогенные
факторы и
предложены способы их устранения.
3. Требование прокурора об изменении
нормативного правового
акта подлежит обязательному рассмотрению
соответствующими органом,
организацией
или должностным лицом не позднее чем
в десятидневный
срок со
дня поступления требования и
учитывается в установленном
порядке
органом, организацией или должностным лицом, которые издали
этот акт, в
соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об
изменении нормативного правового
акта, направленное в
законодательный (представительный) орган
государственной власти
субъекта
Российской Федерации или в представительный орган местного
самоуправления, подлежит
обязательному рассмотрению на
ближайшем
заседании
соответствующего органа и учитывается
в установленном
порядке органом,
который издал этот
акт, в соответствии с его
компетенцией.
4. Требование прокурора
об изменении нормативного
правового
акта может быть
обжаловано в установленном порядке.
4-1. Заключения, составляемые при
проведении антикоррупционной
экспертизы в
случаях, предусмотренных пунктом
3 части 3 статьи 3
настоящего Федерального
закона, носят обязательный
характер. При
выявлении коррупциогенных факторов
в нормативных правовых актах
федеральных органов
исполнительной власти, иных государственных
органов и
организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности
человека и гражданина, устанавливающих правовой статус
организаций
или имеющих
межведомственный характер, а
также в уставах
муниципальных
образований и муниципальных правовых актах о внесении
изменений
в уставы
муниципальных образований указанные
акты не
подлежат
государственной регистрации (часть 4-1 введена Федеральным
законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ - Собрание законодательства
Российской
Федерации, 2011, N 48, ст. 6730).
5.
Заключения, составляемые при
проведении антикоррупционной
экспертизы в
случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 3
статьи 3 настоящего
Федерального закона, носят рекомендательный
характер и подлежат
обязательному рассмотрению соответствующими
органом, организацией
или должностным лицом (в ред.
Федерального
закона от 21
ноября 2011 г. N 329-ФЗ - Собрание
законодательства
Российской
Федерации, 2011, N 48, ст. 6730).
6.
Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении
коррупциогенных
факторов, разрешаются в порядке, установленном
Правительством
Российской Федерации (в ред.
Федерального закона от
21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ - Собрание законодательства
Российской
Федерации,
2011, N 48, ст. 6730).
Статья 5
1. Институты гражданского
общества и граждане
Российской
Федерации
(далее -
граждане) могут в
порядке, предусмотренном
нормативными правовыми
актами Российской Федерации,
за счет
собственных средств
проводить независимую антикоррупционную
экспертизу нормативных
правовых актов (проектов
нормативных
правовых актов).
Порядок и условия
аккредитации экспертов по
проведению независимой
антикоррупционной экспертизы нормативных
правовых актов
(проектов нормативных правовых
актов)
устанавливаются
федеральным органом исполнительной власти в области
юстиции (в ред.
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2011,
N 48, ст.
6730;
Федерального закона от 11 октября 2018 г. N 362-ФЗ - Собрание
законодательства
Российской Федерации, 2018, N 42, ст. 6376).
1-1. Не допускается проведение независимой
антикоррупционной
экспертизы нормативных
правовых актов (проектов
нормативных
правовых
актов):
1) гражданами, имеющими неснятую или
непогашенную судимость;
2) гражданами, сведения о применении к
которым взыскания в
виде увольнения
(освобождения от должности)
в связи с
утратой
доверия за совершение
коррупционного
правонарушения включены в
реестр лиц,
уволенных в связи с утратой доверия;
3) гражданами, осуществляющими деятельность
в органах и
организациях,
указанных в пункте 3 части 1
статьи 3 настоящего
Федерального
закона;
4) международными и иностранными
организациями;
5) некоммерческими организациями, выполняющими функции
иностранного
агента.
(Часть 1-1 введена Федеральным законом от
11 октября 2018 г. N
362-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2018, N
42, ст. 6376)
2. В заключении по результатам независимой
антикоррупционной
экспертизы должны
быть указаны выявленные в
нормативном правовом
акте (проекте
нормативного правового акта) коррупциогенные
факторы
и предложены
способы их устранения.
3. Заключение по
результатам независимой антикоррупционной
экспертизы
носит рекомендательный характер и подлежит обязательному
рассмотрению
органом, организацией или должностным
лицом, которым
оно направлено,
в тридцатидневный срок со дня его
получения. По
результатам
рассмотрения гражданину или организации,
проводившим
независимую экспертизу,
направляется мотивированный ответ,
за
исключением
случаев, когда в заключении отсутствует
предложение о
способе
устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Президент Российской Федерации Д.Медведев
Москва, Кремль
17 июля 2009 года
N 172-ФЗ