ИНТЕРНЕТ ПОРТАЛ ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ И ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
Кемеровская область - Кузбасс

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОВЕДЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

                        РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

    Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов

               и проектов нормативных правовых актов

 

    Принят Государственной Думой                   3 июля 2009 года

    Одобрен Советом Федерации                      7 июля 2009 года

 

    (в ред.  Федерального закона от 21 ноября 2011 г.  N  329-ФЗ  -

Собрание законодательства  Российской Федерации,  2011,  N 48,  ст.

6730; Федерального закона от 21 октября 2013 г. N 279-ФЗ - Собрание

законодательства  Российской  Федерации,  2013,  N  43,  ст.  5449;

Федерального закона   от  4  июня  2018  г.  N  145-ФЗ  -  Собрание

законодательства  Российской  Федерации,  2018,  N  24,  ст.  3412;

Федерального  закона  от  11  октября  2018 г.  N 362-ФЗ - Собрание

законодательства Российской Федерации, 2018, N 42, ст. 6376)

 

     Статья 1

 

     1. Настоящий   Федеральный   закон  устанавливает  правовые  и

организационные  основы  антикоррупционной  экспертизы  нормативных

правовых  актов  и  проектов  нормативных  правовых  актов  в целях

выявления  в  них  коррупциогенных  факторов  и   их   последующего

устранения.

     2. Коррупциогенными факторами являются  положения  нормативных

правовых    актов    (проектов    нормативных    правовых   актов),

устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие  пределы

усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из

общих  правил,  а  также  положения,   содержащие   неопределенные,

трудновыполнимые  и  (или) обременительные требования к гражданам и

организациям  и  тем  самым  создающие   условия   для   проявления

коррупции.

 

     Статья 2

 

     Основными принципами  организации антикоррупционной экспертизы

нормативных правовых актов (проектов  нормативных  правовых  актов)

являются:

     1) обязательность  проведения   антикоррупционной   экспертизы

проектов нормативных правовых актов;

     2) оценка нормативного правового  акта  (проекта  нормативного

правового акта)  во  взаимосвязи  с  другими нормативными правовыми

актами (в ред.  Федерального закона от 4 июня 2018 г.  N  145-ФЗ  -

Собрание  законодательства Российской Федерации,  2018,  N 24,  ст.

3412);

     3) обоснованность,  объективность и проверяемость  результатов

антикоррупционной  экспертизы  нормативных правовых актов (проектов

нормативных правовых актов);

     4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу

нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

     5) сотрудничество  федеральных  органов исполнительной власти,

иных государственных органов и организаций, органов государственной

власти    субъектов    Российской   Федерации,   органов   местного

самоуправления,  а  также  их  должностных  лиц  (далее  -  органы,

организации,   их  должностные  лица)  с  институтами  гражданского

общества при проведении  антикоррупционной  экспертизы  нормативных

правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

 

     Статья 3

 

     1. Антикоррупционная  экспертиза  нормативных  правовых  актов

(проектов нормативных правовых актов) проводится:

     1) прокуратурой   Российской  Федерации  -  в  соответствии  с

настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О  прокуратуре

Российской  Федерации",  в  установленном  Генеральной прокуратурой

Российской Федерации  порядке  и  согласно  методике,  определенной

Правительством Российской Федерации;

     2) федеральным   органом    исполнительной    власти в области

юстиции  -  в   соответствии  с  настоящим  Федеральным законом,  в

порядке и согласно       методике,   определенным    Правительством

Российской Федерации;

     3) органами,  организациями,  их  должностными  лицами   -   в

соответствии   с   настоящим   Федеральным   законом,   в  порядке,

установленном   нормативными   правовыми   актами   соответствующих

федеральных  органов  исполнительной  власти,  иных государственных

органов и организаций,  органов  государственной  власти  субъектов

Российской Федерации,  органов местного самоуправления,  и согласно

методике, определенной Правительством Российской Федерации.

     2. Прокуроры  в  ходе  осуществления своих полномочий проводят

антикоррупционную экспертизу нормативных  правовых  актов  органов,

организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

     1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

     2) государственной      и     муниципальной     собственности,

государственной и  муниципальной  службы,  бюджетного,  налогового,

таможенного,   лесного,  водного,  земельного,  градостроительного,

природоохранного     законодательства,      законодательства      о

лицензировании,    а    также    законодательства,    регулирующего

деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций,

создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;

     3) социальных   гарантий   лицам,   замещающим    (замещавшим)

государственные     или    муниципальные    должности,    должности

государственной или муниципальной службы.

     3. Федеральный  орган  исполнительной власти в области юстиции

проводит антикоррупционную экспертизу:

     1) проектов  федеральных  законов,  проектов указов Президента

Российской  Федерации  и   проектов   постановлений   Правительства

Российской   Федерации,   разрабатываемых   федеральными   органами

исполнительной   власти,   иными   государственными   органами    и

организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

     2) проектов  поправок  Правительства  Российской  Федерации  к

проектам федеральных законов,  подготовленным федеральными органами

исполнительной власти,   иными    государственными    органами    и

организациями,  -  при  проведении  их  правовой экспертизы (в ред.

Федерального закона от 21  ноября  2011  г.  N  329-ФЗ  -  Собрание

законодательства  Российской  Федерации,  2011,  N  48,  ст.  6730;

Федерального закона от 21 октября  2013  г.  N  279-ФЗ  -  Собрание

законодательства Российской Федерации, 2013, N 43, ст. 5449);

     3) нормативных    правовых    актов    федеральных     органов

исполнительной власти,  иных государственных органов и организаций,

затрагивающих права,  свободы и обязанности человека и  гражданина,

устанавливающих    правовой    статус   организаций   или   имеющих

межведомственный   характер,   а   также   уставов    муниципальных

образований  и  муниципальных правовых актов о внесении изменений в

уставы  муниципальных  образований   -   при   их   государственной

регистрации;

     4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации -

при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный

регистр  нормативных  правовых актов субъектов Российской Федерации

(в ред.  Федерального закона от  21  ноября  2011  г.  N  329-ФЗ  -

Собрание  законодательства Российской Федерации,  2011,  N 48,  ст.

6730).

     4. Органы,   организации,   их   должностные   лица   проводят

антикоррупционную  экспертизу  принятых  ими  нормативных  правовых

актов (проектов  нормативных  правовых  актов)  при  проведении  их

правовой экспертизы и мониторинге их применения.

     5. Органы,  организации,  их   должностные   лица   в   случае

обнаружения  в  нормативных  правовых  актах  (проектах нормативных

правовых  актов)  коррупциогенных   факторов,   принятие   мер   по

устранению  которых  не относится к их компетенции,  информируют об

этом органы прокуратуры.

     6.  Антикоррупционная  экспертиза  нормативных правовых актов,

принятых   реорганизованными   и   (или)   упраздненными  органами,

организациями, проводится органами, организациями, которым переданы

полномочия реорганизованных    и    (или)   упраздненных   органов,

организаций, при мониторинге применения данных нормативных правовых

актов  (часть 6 введена Федеральным законом от 21 ноября 2011 г.  N

329-ФЗ - Собрание законодательства Российской  Федерации,  2011,  N

48, ст. 6730).

     7.  Антикоррупционная  экспертиза  нормативных правовых актов,

принятых   реорганизованными   и   (или)   упраздненными  органами,

организациями, полномочия  которых  при   реорганизации   и   (или)

упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которого

относится  осуществление  функции  по   выработке   государственной

политики  и  нормативно-правовому  регулированию  в соответствующей

сфере деятельности,  при мониторинге применения данных  нормативных

правовых  актов  (часть  7 введена Федеральным законом от 21 ноября

2011 г.  N 329-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,

2011, N 48, ст. 6730).

     8. При выявлении в нормативных правовых актах реорганизованных

и  (или) упраздненных органов, организаций коррупциогенных факторов

органы, организации, которым переданы полномочия реорганизованных и

(или)  упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенции

которого    относится    осуществление    функции    по   выработке

государственной  политики  и  нормативно-правовому  регулированию в

соответствующей  сфере деятельности, принимают решение о разработке

проекта нормативного правового акта, направленного на исключение из

нормативного правового акта реорганизованных и  (или)  упраздненных

органа,  организации  коррупциогенных  факторов  (часть  8  введена

Федеральным законом от 21  ноября  2011  г.  N  329-ФЗ  -  Собрание

законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6730).

 

     Статья 4

 

     1. Выявленные   в   нормативных   правовых   актах   (проектах

нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:

     1) в требовании прокурора об изменении нормативного  правового

акта  или  в  обращении прокурора в суд в порядке,  предусмотренном

процессуальным законодательством Российской Федерации;

     2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной

экспертизы в случаях,  предусмотренных  частями  3  и  4  статьи  3

настоящего Федерального закона (далее - заключение).

     2. В требовании прокурора об изменении нормативного  правового

акта  и  в  заключении должны быть указаны выявленные в нормативном

правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные

факторы и предложены способы их устранения.

     3. Требование прокурора об  изменении  нормативного  правового

акта  подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом,

организацией или должностным лицом не позднее чем  в  десятидневный

срок  со  дня  поступления требования и учитывается в установленном

порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали

этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об

изменении   нормативного    правового    акта,    направленное    в

законодательный  (представительный)  орган  государственной  власти

субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного

самоуправления,  подлежит  обязательному  рассмотрению на ближайшем

заседании соответствующего органа  и  учитывается  в  установленном

порядке  органом,  который  издал  этот  акт,  в соответствии с его

компетенцией.

     4. Требование  прокурора  об  изменении нормативного правового

акта может быть обжаловано в установленном порядке.

     4-1. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной

экспертизы  в  случаях,  предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 3

настоящего  Федерального  закона,  носят обязательный характер. При

выявлении  коррупциогенных  факторов  в  нормативных правовых актах

федеральных  органов  исполнительной  власти,  иных государственных

органов  и  организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности

человека  и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций

или   имеющих   межведомственный   характер,   а  также  в  уставах

муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении

изменений в  уставы  муниципальных  образований  указанные  акты не

подлежат государственной регистрации (часть 4-1 введена Федеральным

законом  от 21 ноября 2011 г.  N 329-ФЗ - Собрание законодательства

Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6730).

     5.  Заключения,  составляемые при проведении антикоррупционной

экспертизы  в  случаях,  предусмотренных  пунктами 1, 2 и 4 части 3

статьи 3  настоящего  Федерального  закона,  носят рекомендательный

характер и  подлежат  обязательному  рассмотрению  соответствующими

органом,  организацией  или должностным лицом (в ред.  Федерального

закона от 21 ноября 2011 г.  N 329-ФЗ -  Собрание  законодательства

Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6730).

     6.  Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении

коррупциогенных факторов,   разрешаются  в  порядке,  установленном

Правительством Российской Федерации (в ред.  Федерального закона от

21  ноября 2011 г.  N 329-ФЗ - Собрание законодательства Российской

Федерации, 2011, N 48, ст. 6730).

 

     Статья 5

 

     1. Институты   гражданского  общества  и  граждане  Российской

Федерации (далее  -  граждане)  могут  в  порядке,  предусмотренном

нормативными   правовыми   актами  Российской  Федерации,  за  счет

собственных   средств   проводить   независимую   антикоррупционную

экспертизу   нормативных   правовых   актов  (проектов  нормативных

правовых  актов).  Порядок  и  условия  аккредитации  экспертов  по

проведению  независимой  антикоррупционной  экспертизы  нормативных

правовых    актов    (проектов    нормативных    правовых    актов)

устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области

юстиции (в ред. Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ -

Собрание  законодательства Российской Федерации,  2011,  N 48,  ст.

6730; Федерального закона от 11 октября 2018 г. N 362-ФЗ - Собрание

законодательства Российской Федерации, 2018, N 42, ст. 6376).

     1-1. Не допускается проведение  независимой  антикоррупционной

экспертизы   нормативных   правовых   актов  (проектов  нормативных

правовых актов):

     1) гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;

     2) гражданами, сведения о применении  к  которым  взыскания  в

виде увольнения (освобождения  от  должности)  в  связи  с  утратой

доверия за  совершение  коррупционного  правонарушения  включены  в

реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;

     3) гражданами,  осуществляющими  деятельность  в   органах   и

организациях, указанных в пункте 3  части  1  статьи  3  настоящего

Федерального закона;

     4) международными и иностранными организациями;

     5) некоммерческими   организациями,    выполняющими    функции

иностранного агента.

     (Часть 1-1 введена Федеральным законом от 11 октября 2018 г. N

362-ФЗ -  Собрание законодательства Российской Федерации,  2018,  N

42, ст. 6376)

     2. В заключении по результатам  независимой  антикоррупционной

экспертизы  должны  быть  указаны выявленные в нормативном правовом

акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные  факторы

и предложены способы их устранения.

     3. Заключение  по  результатам  независимой  антикоррупционной

экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному

рассмотрению органом,  организацией или должностным лицом,  которым

оно  направлено,  в  тридцатидневный срок со дня его получения.  По

результатам рассмотрения гражданину  или  организации,  проводившим

независимую   экспертизу,  направляется  мотивированный  ответ,  за

исключением случаев,  когда в заключении отсутствует предложение  о

способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

 

 

     Президент Российской Федерации                      Д.Медведев

 

     Москва, Кремль

     17 июля 2009 года

     N 172-ФЗ